Бесплодие – дамоклов меч, висящий над головой многих благополучных семей. Бесплодие способно превратить жизнь в бессилие, бесперспективность, бессмысленность. Другой вопрос: счастливы ли мы в наших детях? Но чтобы ответить на него сначала нужно их завести…
Следует поблагодарить медицину за ее достижения в виде экстракорпорального оплодотворения и суррогатного материнства, хотя моральные и медицинские аспекты этих явлений еще полностью не изучены. Ни один из методов современного «научного» лечения женского бесплодия практически не обходится без массивного применения гормональной терапии. В ряде случаев такой риск оправдан, хотя оценить шансы на благополучных исход очень трудно. Гормональная терапия способна серьзно расстроить здоровье женщины, не проходит она бесследно и для будущего ребенка.
Искусственное воссоздание нарушенного менструального цикла действительно может произойти сразу после назначения гормональных препаратов в циклическом режиме, что представляет собой большое «искушение» как для врача, так и для пациентки. На самом деле все далеко не так просто. Вызванная менструация является по сути дела «менструально-подобной реакцией», ибо не адекватна своему естественному происхождению. Введенные в организм гормоны начинают воздействовать по принципу положительной и отрицательной обратной связи на соответствующие гонадотропные гормоны в аденогипофизе. В результате иногда формируется лекарственная резистентность – исчезновение первоначального эффекта, возникают нарушения функции других гормональных систем, в первую очередь щитовидной железы. Развиваются другие осложнения: нарушения обмена веществ, сердечно-сосудистые, пищеварительные расстройства, аллергические проявления, изменения сексуальности и психики. Существуют доказательства того, что применение эстрогенных препаратов может оказаться чрезмерным раздражителем для «органов-мишеней», приводя к развитию фибромиомы матки, гиперплазии эндометрия, мастопатии и онкологических процессов.
Случаи из практики: Пациентка 36 лет, обратилась на прием по поводу тяжелого прогрессирующего дерматита обеих кистей с выраженным зудом. Дерматит начался вскоре после начала приема нон-овлона, назначенного по поводу нарушений менструального цикла. Появление заболевания вызвало невротические реакции из-за социального статуса пациентки (банковская служащая).
Пациентка 42 лет, обратилась на гомеопатический прием с жалобами на интенсивные боли в плечевых, локтевых, кистевых и коленных суставах, отечность суставов кистей, затрудняющую движение, а также ослабление мышечной силы. Кроме того, беспокоят «приливы» и аменорея в течение двух лет. Первая беременность была прервана медицинским абортом. После этого развился хронический аднексит, бесплодие, стала часто болеть бронхитом. С 35 лет нерегулярный менструальный цикл, в связи с обнаружением эндометриоза проведена гормонотерапия (марвелон, логест) в течение 1,5 года. После отмены препаратов аменорея, возникли и начали нарастать суставные и мышечные боли, отечность суставов. При рентгенографическом исследовании кистей обнаружены разрастания костной ткани в области суставных щелей.
Спустя более чем два десятилетия работы могу сказать, что восстановление менструальной и репродуктивной функции является вполне посильной задачей для гомеопатического лечения. Однако гомеопатия требует как от врача, так и от пациентки не только определенного терпения, но и психологической подготовленности. Ведь с «гомеопатической точки зрения» восстановление цикла и желанная беременность являются конечным результатом сложных эндокринологических взаимоотношений, на что зачастую уходят месяцы или даже годы. Могу только сожалеть, что на гомеопатический прием большинство женщин репродуктивного возраста приходят после прохождения курса гормонального лечения и сам факт их обращения позволяет воздержаться от лишних комментариев, а «стартовавшие» после гормональной коррекции нарушения трудно поддаются коррекции. То же самое можно сказать о гормональной контрацепции. Она имеет не только непосредственное воздействие на организм женщины, но и еще малоизученное, признаваемое многими независимыми исследователями влияние на последующие поколения. Ранее в истории человечества еще не проводился эндокринологический эксперимент такого масштаба (по разным оценкам в нем участвуют 100-120 миллинов женщин) и длительности (3-4 поколения). Социальная предпосылка использования контрацептивов соответствует доминирующей психологической модели общества, обеспечивающей ощущение психологического комфорта и так называемое «планирование семьи». А прибыль от их реализации позволяет осуществлять широкое внедрение контрацептивов с участием медицинского эстеблишмента.
Если необходимость гормональной терапии и хирургической коррекции в лечении бесплодия становится очевидной, гомеопатическая методология может помочь в профилактике и лечении осложнений. Гормонотерапии может обострять любые патологические явления, находящиеся в компенсированной форме, которые становятся неожиданностю для пациентки и врача.
Самым лучшим ответом на вопрос об эффективности гомеопатического лечения бесплодия было бы создание «клуба гомеопатических матерей», хотя бы в виде виртуального форума. Проблема только в том, что большинство женщин получив желанное дитя счастливы, и не имеют ни времени, ни желания этим заниматься. Разумеется, существует и множество отрицательных результатов. Но если вы молоды, доверяете себе, не спешите. В любом случае гормональная терапия – «терапия отчаяния».
Случаи из практики: Пациентка 29 лет, обратилась по поводу первичного бесплодия в течение 5 лет. Контактна, доброжелательна, с хорошо развитым интеллектом. Считает себя практически здоровой, хотя отмечает нечастые головные боли без определенной локализации. Они появляются обычно во второй половине дня, связаны с умственным переутомлением.
Объективный статус: выше среднего роста, светлая шатенка пониженного питания. Узкая грудная клетка. Кожа чистая, лимфатические узлы не увеличены. При гинекологическом и ультразвуковом исследовании патологии не выявлено. Базальная температура двухфазная. Содержание гормонов в крови в пределах нормы. При исследовании сыворотки крови на антиспермальные антитела МАР-тест 80%. Спермограмма мужа – нормоспермия.
Анамнез жизни: росла и развивалась нормально. Менархе 12 лет. Менструации регулярные, обильные, безболезненные. В 26 лет обнаружены эндометриоидные кисты яичников, спаечный процесс, наружный генитальный эндометриоз IV степени. Произведено лапароскопическое удаление кист яичников, овариолизис с обеих сторон, коагуляция очагов эндометриоза. Послеоперационный период протекал без осложнений. В течение 6 месяцев принимала даназол для профилактики рецидива эндометриоза. Мужу 32 года, здоров, имеет дочь от первого брака.
После гомеопатического лечения наступила беременность, закончившаяся срочными нормальными родами.
Пациентка 24 лет, обратилась с жалобами на нарушение менструального цикла в течение последнего года. Месячные с задержками, короткие (2-3 дня), скудные, постоянное ощущение дискомфорта внизу живота, иногда ноющие боли. «Творожистые» выделения из половых путей. Эти симптомы появились после перенесенного воспалительного процесса (пельвиоперитонит) с выраженными болями, подъемом температуры, нарушением общего состояния. Отмечает отсутствие беременности при открытой половой жизни в течение 1,5 лет. Психологически подавлена своим бесплодием.
Объективно: худая, невысокая, кожа и видимые слизистые чистые, бледные. Молочные железы слабо развиты, мягкие, без патологических образований. При ультразвуком сканировании патологии матки и придатков не установлено. С помощью кольпоскопии выявлен эндометриоз шейки матки. В анализе влагалищных выделений повышенное количество лейкоцитов, споры дрожжеподобного грибка.
История жизни: перенесла аппендэктомию в 19 лет по поводу катарального аппендицита. Менархе 13 лет, менструации регулярные с выраженным предменструальным синдромом в виде боли внизу живота, рвоты, обморока. Роды в 18 лет, слабость родовой деятельности, родостимуляция. Беременность протекала с постоянными явлениями угрозы прерывания. У ребенка врожденная аплазия одной почки, отсутствие хряща наружного слухового прохода.
Вскоре после начала гомеопатического лечения прекратились патологические влагалищные выделения и боли внизу живота. Затем менструации стали более регулярными (интервал 25-30 дней) и длительными (по 4-5 дней). Спустя 5 месяцев возникла беременность, закончившаяся самопроизвольным выкидышем в 6-7 недель. Несмотря на это событие, перестала ощущать «психологическую зависимость от обстоятельств».
Следующий раз я увидел эту женщину через 7 лет, но уже не в качестве пациентки (она считает себя здоровой), а в роли мамы. Она привела на прием двух разнояйцовых близнецов, мальчика и девочку, первоклассников, по поводу частых простудных заболеваний.
Пациентка 37 лет, обратилась с жалобами на нарушения менструального цикла и бесплодие 1,5 года. В течение 7 лет принимала циклическую гормональную терапию, которую отменила из-за желания получить беременность, что привело к усилению болезненных проявлений.
Объективные исследования: проведено диагностическое выскабливание стенок полости матки и лапароскопия. Установлено наличие аденомиоза матки. Больная получала даназол 400 мг/сутки вызвавший аменорею.
Анамнез жизни: частые простудные заболевания в прошлом сопровождались курсами антибактериального лечения. Предменструальный синдром в виде мигрени с 20 лет. Рецидивирующий грибковый кольпит.
Под влиянием гомеопатического лечения через 4 месяца ситуация изменилась. Проявления молочницы исчезли. Жалобы на боли и онемение в паховых областях, жгучие боли в области яичников. Прошли три менструации ярко-красной кровью со сгустками. Спустя месяц наступила беременность, закончившаяся нормальными родами.
Пациентка 28 лет, обратилась с жалобами на вторичное бесплодие в течение 5 лет. Во время менструации отмечает сильные боли внизу живота и пояснице. Бывают интенсивные боли внизу живота, не связанные с менструальным циклом. Периодически отмечает раздражающие бели (в анамнезе грибковый кольпит). Кроме того, отмечает вздутие живота, страдает бессонницей.
История жизни: менархе 12,5 лет, менструальный цикл регулярный, но бывают задержки, связанные со стрессами и переездами. В подростковом периоде перенесла вирусный гепатит. После начала половой жизни возник рецидивирующий грибковый кольпит. В подростковом периоде угревая сыпь и герпетическая инфекция. В 21 год медицинский аборт. В 26 лет в связи с субсерозными узлами на матке выполнена консервативная миомэктомия и резекция обоих яичников по поводу склерополикистоза. Полгода назад получила курс лечения препаратами для стимуляции овуляции но беременность не наступила.
Объективный статус: пониженное питание, слабо развитие молочные железы, небольшие проявления гирсутизма. При осмотре определяется эрозия шейки матки, кольпоцитология: II тип мазка. Проходимость маточных труб подтверждена метросальпингографией. Уровень пролактина в пределах нормы. На графиках базальной температуры признаки неполноценности лютеиновой фазы, хотя при динамическом мониторинге с помощью ультразвукового сканирования установлено созревание фолликула.
Через 2 месяца гомеопатического лечения болевой синдром значительно уменьшился. Обнаружена киста левого яичника значительных размеров 10х12см. Отмечает сильное психическое раздражение в зависимости от появления белей. Продолжена гомеотерапия. Спустя 2,5 месяца киста не обнаруживается. Менструации регулярные, с небольшим болевым синдромом. Боли в животе бывают острые, но кратковременные. Еще через три месяца пациентка сообщила о наступлении беременности. Жалоб нет.
Гомеопатическая терапия в идеальном варианте должна начинаться до беременности, продолжаться с ее началом и сопутствовать родам и послеродовому периоду. Перед медицинской наукой стоит задача мягкого и корректного влияния на течение беременности, как по отношению к организму матери, так и по отношению к внутриутробному плоду. С развитием новых методов исследования в медицине выяснилось, что подавляющее большинство аллопатических лекарственных веществ преодолевает фето-плацентарный барьер и может оказывать прямое влияние на развитие беременности. В частности, введение эстрогенов может нарушать развитие системы гипоталамус-гипофиз у плода, подавлять лактацию в послеродовом периоде, вызывать аденоз и аденокарциному влагалища у последующего поколения.
В отличие от обычных лекарств гомеопатию с полной безопасностью можно использовать как для устранения или смягчения предрасположенности к болезням, так и для лечения хронической внутриутробной гипоксии плода, гипотрофии, плацентита, многоводия, и даже неправильного положения плода. Хочу привести цитату одного из теоретических основоположников гомеопатии, Джеймса Тайлора Кента, имевшего также обширную врачебную практику: «Во время…беременности появляются симптомы, свидетельствующие о расстройствах в организме, которые раньше не беспокоили женщину. …Беременность – удачное время для гомеопата, когда он может хорошо изучить пациентку и найти конституциональный препарат…который способен не только убрать мешающие симптомы и подготовить ее к родам, но и изменить деятельность организма так, чтобы прожить всю жизнь свободной от многих заболеваний, которые, возможно, так и остались бы скрытыми…».
В последние годы даже официальная медицина стала придавать значение психологическому состоянию женщины в период беременности. Хотя на уровне преславутых женских консультаций беременным продолжает читаться «курс молодого бойца» и ведется политика «госпитализации на всякий случай». Оценка своего состояния самой женщиной может колебаться от «ощущения невыносимых страданий» до «безмерного счастья». К этому можно добавить, что беременность и роды могут быть источником ярких сексуальных переживаний, а также духовного перерождения. Гомеопатия – не «духовное акушерство», но она по своей сути позволяет гармонизировать процесс родов и с эмоциональной и с физиологической стороны. Ощущение счастья – это как ни странно, норма…
Интерестным примером для иллюстрации регулирующего влияния гомеопатии, является ее применение при патологической ситуации, получившей название «затянувшийся (патологический) период предвестников». В англоязычной и франкоязычной литературе это явление носит более поэтический характер – «фальшивые роды». Акушерская тактика, применяемая для выхода из этой ситуации, предусматривает два диаметрально противоположных варианта. Это либо стимуляция регулярных схваток, либо подавление сократительной активности матки. В попытке угадать, «чего хочет природа» используются различные клинические критерии: зрелость шейки матки, срок родов, усталость самой женщины, даже время суток. Цена ошибки в обоих случаях одинакова – неполноценная родовая деятельность и внутриутробная гипоксия плода. Мне приходилось применять гомеопатию в этих ситуациях и результат соответствовал ненасильственной природе гомеопатии – способстововать самостоятельному выбору организма (в данном случае двух организмов!), что часто несовпадало с пожеланиями дежурившей в родильном доме бригады.
Роды представляют собой уникальную модель стрессовой ситуации, которая способна в очередной раз развеять миф о неэффективности гомеопатии в острых случаях. Физические страдания, сомнения, страх, наконец, надежда и радость позволяют увидеть истинный психологический профиль женщины. Современное акушерство стало гораздо более «агрессивным»: созданы мощные средства вызывания и стимуляции родов (утеротоники), совершенство наркоза и хирургических методик позволяет почти в любой ситуации провести кесарево сечение. Однако дети от этого здоровее не стали, скорее наоборот. Поэтому о естественном ведении родового акта приходится только мечтать (анализ большинства так называемых нормальных родов выявляет применение значительного числа медикаментов). Зачем к уставшей дежурной бригаде, дружно пьющей чай в ординаторской, по длинному коридору, словно привидение, бредет роженица? В одной руке тяжелая капельница, в другой руке, извините, за подробность – подкладная пеленка. Как знать, может это Божья Матерь… Слезы льются по щекам, обгоняя капли в пластиковой трубке. Нет, ничего особенного не случилось, она устала от одиночества и отсутствия сочувствия.
Трудно представить также, что в родильный зал будет допущен врач-гомеопат. Но в качестве дородовой подготовки можно рекомендовать целый ряд гомеопатических средств, которые имеются в нашей аптеке, лучше их подобрать индивидуально в полном соответствии с гомеопатическими принципами. То же самое можно сказать в отношении профилактики и лечения гипогалактии (недостаточности молока у родильниц).